Новый законопроект регулирования цифровых активов в Российской Федерации

Главная » Регулирование » Новый законопроект регулирования цифровых активов в Российской Федерации
08.02.2019 от
Новый законопроект регулирования цифровых активов в Российской Федерации

В данной статье мы откроем некоторые подробности работы над созданием законопроекта о регулировании цифровых финансовых активов в Российской Федерации. В частности над разработкой нормативной базы, последние 6 месяцев, работает руководитель рабочей группы ГД РФ по оценкам рисков оборота криптовалюты Элина Сидоренко и начальник отделения планирования и координации научной деятельности Зарина Хисамова. Время чтения 7 минут.

Концепция законопроекта разработана с учетом особенностей новых цифровых продуктов на основе опыта лучших мировых практик, требований международных организаций и финансовых регуляторов. Ключевым преимуществом законопроекта является то, что он органически встраивается в действующее законодательство, не нарушая его стройность и органичность. Несмотря на то что положения законопроекта направлены, в том числе на минимизацию криминологических рисков, авторами выделены отдельные риски, с которыми может быть сопряжено принятие законопроекта.

В результате подробного анализа предлагаемых в Российской Федерации правовых концепций регулирования цифровых финансовых активов определены ключевые преимущества и недостатки правовых моделей, особенности механизма правового регулирования, имеющиеся недостатки и преимущества.

Создание регуляторной среды названо одной из ключевых задач Программы развития цифровой экономики, принятой Правительством Российской Федерации летом 2017 года. Как отмечено в документе, основной задачей должно стать «формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием».

К сожалению, до настоящего времени, несмотря на предпринятые усилия, эта задача так и не была достигнута во многом вследствие наблюдаемой «какофонии» стратегий нормативного регулирования.

Следует подчеркнуть, что законопроект, прежде чем быть представленным широкой общественности, достаточно длительное время проходил обсуждение среди членов экспертного сообщества не только юридического профиля, но и экспертов экономического блока (в особенности банковского сообщества), а также криптоиндустрии. Это, в конечном счете позволяет его авторам утверждать, что предлагаемый законопроект носит комплексный характер и позволит создать действенный механизм правового регулирования криптоиндустрии в стране, повысить инвестиционную привлекательность страны и станет предпосылкой для создания в России нового рынка финансовых капиталов.

Основные принципы и понятия нового законопроекта о регулировании цифровых активов

Основными принципами регулирования и контроля рынка цифровых активов названы:

  • Приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области регулирования рынка цифровых активов;
  • Единство системы регулирования и контроля деятельности по выпуску и обращению цифровых активов;
  • Обеспечение государством защиты лиц при осуществлении деятельности по выпуску и обращению цифровых активов.
Для реализации поставленной цели в законопроекте вводятся нескольких определений (раскройте спойлер):

Цифровой актив – объект гражданских прав, выраженный в виде записи в распределенной информационной системе при помощи программных и аппаратных средств обработки данных. Цифровыми активами признаются криптовалюта, цифровые ценные бумаги и цифровые знаки. Цифровые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации.

Криптовалюта – цифровой актив, используемый как единица учета, предмет купли-продажи, средство накопления и средство обмена на товары и услуги в отношениях с неопределенным кругом лиц. Криптовалюта не является законным средством платежа, но может свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому, если иное не предусмотрено в действующем законодательстве. Критерии отнесения цифровых активов к криптовалюте устанавливаются Банком России.

Цифровые ценные бумаги – цифровой актив, представляющий собой бездокументарную форму ценных бумаг. Выпуск и обращение цифровых ценных бумаг осуществляется с соблюдением законодательства о рынке ценных бумаг.

Цифровой знак – знак, удостоверяющий имущественные и иные права владельца в рамках гражданско-правовых договоров с лицом, выпускающим цифровой знак, за исключением отношений, регулируемых законодательством о рынке ценных бумаг и отношений в сфере обращения криптовалют, регулируемых настоящим федеральным законом. Права и обязанности лица, выпускающего цифровые знаки, и владельцев цифровых знаков определяются в рамках регулирования отдельных гражданско-правовых договоров.

Цифровая транзакция – действие или последовательность действий по обращению цифровых активов.

Цифровой кошелек – программно-техническое средство, позволяющие участнику торговли цифровыми активами составлять, удостоверять и передавать распоряжения о проведении цифровых транзакций в рамках разрешенных форм обращения цифровых активов. Цифровой кошелек позволяет осуществлять регистрацию учетной записи участника торговли цифровыми активами, а также управление ею.

При этом особо отмечается, что цифровые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации. Что полностью совпадет с позицией Центрального банка России об исключительности рубля в качестве единственного законного платёжного средства на территории Российской Федерации, а также соответствует основному закону страны (ст. 75 Конституции РФ).

Новым законопроектом предусмотрено три вида цифровых активов и каждый из видов цифровых активов подлежит отдельному регулированию в связи с особенностями их обращения (что каждое понятие подразумевает — раскрыто под спойлером выше):

  • цифровые ценные бумаги
  • криптовалюты
  • цифровые знаки

Применимость к цифровым ценным бумагам законодательства о ценных бумагах решается в каждом конкретном случае и зависит от природы токенов, то есть при условии их соответствия признакам эмиссионных ценных бумаг, определенных в ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Отдельный правовой режим предлагается ввести для криптовалют, используемых в качестве единицы учета, предмета купли-продажи, средства накопления и средства обмена на товары и услуги в отношениях с неопределенным кругом лиц. Учитывая «новизну» экономико-правовой природы криптовалют, в представленном законопроекте детально регламентирован порядок их обращения. Полномочиями в сфере регулирования рынка криптовалют предлагается наделить Банк России.

Цифровые активы, не подпадающие под понятие цифровых ценных бумаг и криптовалют, и выражающих выражающих имущественные и иные права владельца в рамках гражданско-правовых договоров с лицом, выпускающим цифровой знак, предлагается именовать цифровыми знаками. Это позволит ввести названный вид цифровых активов в гражданско-правовой оборот с гибкой системой регулирования. Права и обязанности лица, выпускающего цифровые знаки, и владельцев цифровых знаков должны будут определяться в рамках регулирования отдельных гражданско-правовых договоров.

В целях защиты участников рынка цифровых активов и соблюдения стандартов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма предлагается ввести понятие организатора торговли цифровыми активами (юридические лица, оказывающие услуги по проведению цифровых транзакций, а также занимающиеся открытием, ведением, закрытием цифровых кошельков). В законопроекте предлагается также разграничить компетенции каждого из трех вводимых организаторов торговли цифровыми активами:

  • организаторы торговли цифровыми ценными бумагами, деятельность которых регулируется в рамках законодательства об организованных торгах;
  • организаторы торговли криптовалютой, которые действует на основании лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению торговли криптовалютой, порядок выдачи которой определяется Банком России;
  • организаторы торговли цифровыми знаками, оказывающие услуги по хранению и обращению цифровых знаков, в отношении которых предлагается установить «льготный режим».

Законопроектом вводится понятие участника торговли цифровыми активами, которым может быть любое физическое и/или юридическое лицо, осуществляющее операции с цифровыми активами, денежными средствами и иным имуществом, а также лица, выпускающие цифровой знак. Участники торговли цифровыми активами подлежат обязательной идентификации.

С целью создания условий для хранения и совершения сделок с цифровыми активами законопроектом вводится понятие цифровой кошелек и цифровая транзакция.

Учет рисков

Несмотря на очевидные преимущества этого проекта, его принятие может быть также сопряжено с отдельными законопроектными рисками. В частности, очевиден риск пробельности законопроекта в части определения признаков криптовалюты. Указание на возможность ее оборота среди неопределенного круга лиц не снимает вопрос о разграничении криптовалюты и «высоколиквидных токенов». А различные режимы оборота цифровых ценных бумаг, криптовалют и цифровых знаков позволяют участникам рынка «играть» нормами и тем самым переводить часть рынка в серый сегмент.

Важно обратить внимание на возможность сокрытия под статусом криптовалюты токенов, имеющих статус ценных бумаг. Очевидно, что этот риск должен быть минимизирован Центральным банком РФ, уполномоченным, согласно предложенному законопроекту, осуществлять контроль за участниками рынка и одновременно определять критерии отнесения цифровых активов к криптовалютам. Так, для оборота цифровых ценных бумаг видится целесообразным разработать стандарты, аналогичные тем, что предъявляются к эмиссии и порядку государственной регистрации ценных бумаг.

Минимизировать возможные риски позволит и указанная в законе возможность контролировать работу операторов торговли цифровых знаков Центральным банком РФ. В случае выявленного нарушения правоохранительные органы смогут возбуждать уголовные дела по преступлениям, связанным с оборотом ценных бумаг. В настоящее время судебную практику по этим вопросам сложно признать результативной. Как справедливо отмечает С.В. Бажанов, «именно по этим преступлениям (ст.ст. 170.1,172.1, 185.1, 185.2, 185.4 УК РФ) чаще всего выносятся незаконные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела». Но даже несмотря на выявленные нарушения, практика привлечения к уголовной ответственности продолжает развиваться. Об этом говорит динамика преступлений в сфере оборота ценных бумаг: в 2017 г. по сравнению с 2016 г. количество преступлений, предусмотренных ст.ст. 185-185.4 УК РФ, увеличилось на 15 %, что свидетельствует не столько о повышении криминальной активности, сколько о повышении эффективности работы правоохранительных органов.

Нельзя не отметить и возможный риск низкой адаптивности проекта к экономическим и правовым условиям. Как известно, одним из основных посылов современной цифровой экономики является облегчение режима оборота финансовых активов. Однако на практике приравнивание цифровых активов к традиционным бездокументарным ценным бумагам сводит правовое воздействие к сложному и неповоротливому механизму ведения реестра бездокументарных ценных бумаг и не открывает доступ на организованные торги неквалифицированным инвесторам. Очевидно, что при таком подходе технологические преимущества новых цифровых инструментов существенно сокращаются и заставляют участников криптоэкономики искать более дружественные юрисдикции.

Мировая практика в сфере регулирования цифровых активов

Но с другой стороны, изложенная в законопроекте концепция полностью соответствует последним трендам правового регулирования цифровых активов с акцентов в сторону безопасности пользователей. Ярким тому примером служит расследование Комиссии по биржам и ценным бумагам США в отношении The DAO, цифровые активы которой были признаны SEC инвестиционными контрактами, являющихся, согласно американскому законодательству, ценными бумагами.

Стоит отметить, что в США статус инвестиционного контракта весьма гибок и включает в себя документы, которые удовлетворяют трем основным критериям: включают в себя инвестиции денег в общее предприятие, базируются на разумных ожиданиях получения прибыли как результата предпринимательских или управленческих усилий других лиц (тест Хоуи/Howey).

Фактически с момента принятия данного решения SEC в криптоэкономике сформировался устойчивый тренд, когда криптовактивам присваивается статус ценных бумаг, зачастую и вовсе несправедливо.

Выявленные риски указывают не на недостатки разработанного законопроекта, а на неподготовленность современной юридической практики к цифровизации. На взгляд авторов законопроекта, его принятие позволит максимально безболезненно ввести в правовое поле криптовалюту и иные финансовые активы, обеспечив при этом реализацию принципа разумной сдержанности законодательного регулирования.

Полный текст предлагаемого законопроекта о регулировании цифровых финансовых активов в Российской Федерации:

Напомним, что Элина Сидоренко на ВЭФ уже предлагала, совместно с РСПП, разделить цифровые активы на 3 категории.


Обсудите эту новость в лучших чатах по криптовалюте CryptoOn и bt[c]hat

Поделиться
bitcoinBitcoin
$ 5.333,00
$
5.333,00
1.7%
rippleXRP
$ 0,332195
$
0,332195
0.19%
ethereumEthereum
$ 176,14
$
176,14
1.99%
litecoinLitecoin
$ 82,52
$
82,52
1.38%
stellarStellar
$ 0,117079
$
0,117079
0.96%
TelegramВконтактеЯндекс Зен
Вакансии
Все вакансии блокчейн индустрии в одном месте
©The Blockchain Journal, 2019
X